Когда Климт начал использовать в картинах золото, дела как-то сразу пошли на лад. И критики отзывались положительно, и частных заказов было вдоволь — можно было и повыбирать, с кем работать, а с кем нет. Недостатка в моделях он тоже не испытывал — женщины соглашались позировать в сколь угодно эротических положениях. В общем, никак не сдерживали творчество.
А «Поцелуй» стал самой известной картиной «Золотого периода». Те, кто первый раз видит картину вживую, часто удивляются, почему она квадратная, а не прямоугольная. Как будто это не они всегда смотрели на обрезанные репродукции и магнитики, а Климт, когда писал, что-то перепутал.
На картине влюбленная пара в полном уединении. Они стоят в золотой ауре на краю обрыва, а под ногами цветочная поляна. Где находится этот обрыв — неизвестно, поэтому кажется, что он везде. Останься с любимым наедине — весь мир тебе цветы и золото. И как у обрыва, сразу захватывает дух.
Ореол вокруг влюбленных — смешанное с масляными красками сусальное золото, фирменный стиль Климта. Пишут, что он вдохновился таким подходом, посмотрев византийские мозаики во время путешествия по Италии. Да, но идея пришла к нему раньше.
Самое, пожалуй, необычное в «Поцелуе» — это мужчина. Во-первых, он есть, и тут Климт прямо изменил себе. Во-вторых, если сравнить с другими произведениями, картина предельно скромна и целомудренна. Да что там, она считается вообще самым консервативным творением Климта!
Но на картине не просто влюбленные, а с нюансами. Конечно, здесь слышен глас критика: Климт изображает женщину только как пассивный объект мужского желания!
Ореол, окружающий влюбленных определяется мужчиной, очертаниями его спины. Его описывают как башне- или колоколоподобный, но в первую очередь как фаллический — мы же все-таки про Климта говорим.